КЛАССИФИКАЦИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО API

Категория и класс API
Область и условия применения
Категория Servise
SL
+
Для всех двигателей автомобилей эксплуатируемых в настоящее время. Введен 1 июля 2001 г. Масла класса SL созданы для обеспечения лучших высокотемпературных свойств и снижения расхода масла. Некоторые из этих масел могу т также удовлетворять новые требования спецификации ILSAC и/или квалифицироваться как энергосберегающие.
SJ
+
Для двигателей автомобилей до 2001 г. выпуска.
SH
-
Для двигателей автомобилей до 1996 г. выпуска.
SG
-
Для двигателей автомобилей до 1993 г. выпуска.
SF
-
Для двигателей автомобилей до 1988 г. выпуска.
SE
-
Для двигателей автомобилей до 1979 г.выпуска.
SD
-
Для двигателей автомобилей до 1971 г. выпуска.
SC
-
Для двигателей автомобилей до 1967 г. выпуска.
SB
-
Для старых двигателей. Использовать ,когда рекомендуется производителем.
SA
-
Для старых двигателей. Использовать ,когда рекомендуется производителем.
Категория Commersial
CI-4
+
Введен 5 сентября 2002г. Для высокооборотных дизелей,cпроектированных для стандартов по выхлопным газам 2004 г. Масла CI-4 созданы для двигателей с рециркуляцией выхлопных газов (EGR) и использования дизельного топлива с содержанием серы 0,5%. Могут использоваться вместо масел классов CD, CE, CF-4, CG-4 и CH-4.
CH-4
+
Введен в 1998 г. Для высокооборотных дизелей, спроектированных под требования стандартов 1998 г. по выхлопным газам. Масла класса СH-4 созданы специально для использования с дизельным топливом с содержанием серы 0,5%. Могут использоваться вместо масел классов CD, CE, CF-4 и CG-4.
CG-4
+
Введен в 1995 г. Для мощных ,высокоскоростных дизелей, использующих дизельное топливо с содержанием серы менее 0,5%.Масла этого класса могут использоваться вместо масел классов CD, CE и CF-4.
CF-4
+
Введен в 1990 г. Для высокоскоростных, мощных дизелей с турбонаддувом и без него. Могут использоваться вместо масел классов CD и CE.
CF-2
+
Введен в 1994 г.. Для высоконагруженных двухтактных дизелей.. Может заменить CD-II.
CF
+
Введен в 1994 г. Для внедорожной техники, для двигателей с распределенным впрыском, включая двигатели работающие на топливе с содержанием серы более 0,5% от массы. Может быть использован вместо масел класса CD.
CE
-
Введен в 1987 г. Для высокоскоростных дизелей с турбонаддувом и без .Может быть использован вместо классов CD и CС.
CD-II
-
Введен в 1987 г. Для двухтактных дизелей .
CD
-
Введен в 1955 г. Для дизелей с турбонаддувом и без.
-
Для двигателей 1961 года выпуска.
CB
-
Для двигателей средней мощности 1949 до 1960 годов выпуска.
CA
-
Для слабо нагруженных двигателей 40х и 50х годов.

Примечание:
+ Действующий класс
- Устаревший класс

До 1940 г. для смазывания почти всех двигателей внутреннего сгорания применяли масла без присадок и моторные масла классифицировались только по вязкости без учета других свойств и качеств масла. Современные моторные масла весьма различны по концентрации, числу присадок и их композициям и соответственно по эксплуатационным свойствам. Различие обусловлено использованием их в бензиновых и дизельных двигателях. Улучшенные характеристики и малые габариты современных двигателей, наряду с мерами, принимаемыми для защиты окружающей среды, ужесточают требования к моторным маслам, вызывая необходимость в постоянном совершенствовании эксплуатационных свойств.

Применение присадок и продолжающееся улучшение качества моторных масел создало потребность в классификации по качеству помимо классификации по вязкости.
Смазочный комитет американского нефтяного института (API) опубликовал в 1947 г. классификацию моторных масел ,разделив их на три группы согласно содержанию в них присадок и стали классифицироваться как:
- масла обычного типа (Regular Type)
- масла высшего типа (Premium Type)
- масла для тяжелых условий работы (Heavy Duty Type)
Для преодоления возникших трудностей API ввел в 1951 г. в классификацию разделение на две категории: S (Service) и C (Commercial).

Масла категории S предназначены для 4-тактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов, грузопассажирских машин.
Масла категории С предназначены для дизелей грузовых автомобилей, автобусов, дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных тракторов.
API S состоит из классов качества моторных масел, идущих в хронологическом порядке. Для каждого нового класса присваивается новая буква по алфавиту: API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG, API SH, API SJ и API SL (категории SK и SI намеренно пропущены API). Классы масел API SA – API SH на сегодняшний день признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих классов еще выпускаются.
API C состоит из классов качества и назначения масел идущих в хронологическом порядке. Для каждого нового класса присваивается новая буква по алфавиту: API CA, API CB, API CC, API CD, API CD –2, API CE, API CF, API CF-2, API CF-4, API CG-4, API CH-4 и API CI-4. Классы масел API CA – API CE признаны недействительными, как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих классов еще выпускаются.

Классификация ILSAC.
Международный комитет по стандартизации и одобрению масел ввел классификацию, обязательным требованием которой является наличие у масел энергосберегающих свойств и распространяется только на масла для бензиновых двигателей. Существуют стандарты качества: ILSAC GF-1 (устаревший класс), ILSAC GF-2 и ILSAC GF-3. Это маловязкие всесезонные масла с зимними характеристиками SAE 0W, 5W и 10W. По уровню эксплуатационных свойств классы ILSAC практически соответствуют классам API: GF-1 - SH, GF-2 - SJ, GF-3 - SL(с энергосберегающими свойствами).